Лыжный фристайл стал отдельным видом спорта во второй половине двадцатого века. Предпосылкой к его появлению был так называемый «хотдог». Но, если в старом хотдоге бугры были разбросаны по всему склону, и лыжник произвольно выбирал место для прыжка, то в лыжном фристайле бугры упорядочились. Появилась трасса с пятью курсами для проезда лыжника – любой курс на выбор, менять который нельзя до самого финиша. А также появились два трамплина, регламентирующие два прыжка в определенных местах. В первые годы лыжный фристайл включал в себя три дисциплины: могул, балет и акробатика. Но впоследствии каждая из них оформилась в отдельное направление, которое позже вошло в программу Олимпийских Игр, кроме балета. Обособление дисциплин было вызвано невозможностью спортсменов показывать высокие результаты одновременно во всех видах.

Лыжному фристайлу ощутимый толчок в развитии дали спортсмены, которые не боялись отступить от требований к исполнению и от правил судейства. Это выразилось в первую очередь в появлении новых трюков, в вольном исполнении привычных элементов, в особой манере езды по трассе. Последняя «прижилась» в сознании судей и профессионального лыжного сообщества быстрее всего. Технику проезда фаворитов по трассе стали перенимать остальные спортсмены. Судьи стали негласно брать за эталон такой стиль езды чемпионов и применять его в своих оценках на Кубках мира и на Олимпийских Играх. Но смена фаворитов во фристайле происходит довольно быстро. Следовательно «молодцы», которых судьи приняли за образцы, будут уходить и сменяться новыми, которые в свою очередь будут говорить свое слово в тенденциях этого вида спорта. Поэтому мода на стиль езды меняется один раз в три-пять лет.

Лыжным фристайлом не ограничивается комплекс навыков спортсменов, его представляющих. Нередко они успешно выступают во фрирайде, да и просто в соревнованиях по горным лыжам. Одним из первых фристайлистов, успешно и громко выступавших во фрирайде был американец Shane McConkey. За годы своей карьеры он сумел не только показать всему миру, что такое лыжный фристайл, но и стать одним из основателей его ультрасовременного ответвления под названием «freeski».

Другим знаменитым выходцем из могула, сделавшим головокружительную карьеру во freeski является француз Candide Thovex. По завершении выступлений в слоупстайле и биг эйере, Кандид за один сезон ворвался на первые строчки мировых рейтингов по фрирайду.

Со временем количество дисциплин лыжного фристайла стало расширяться, и на соревнованиях последних лет был представлен целый ряд новых направлений, в том числе ски-кросс. Последний является пока единственным видом горнолыжного спорта, где по трассе едут сразу несколько спортсменов. В заездах формата FIS едут по четверо. В коммерческих стартах бывает шесть участников на трассе. В любом формате соревнований действует один общий запрет – применение физической силы к сопернику. В первые годы это был вполне логичный и излюбленный прием опытных лыжников по отношению к новичкам. Условия трассы в большинстве случаев невольно заставляют участников сталкиваться или «работать в корпус».

Критерии оценки во фристайле разные, в зависимости от дисциплины. В ски-кроссе, кто приехал первым, тот и победил, в слоупстайле и халф пайпе факторами ранжира являются сложность трюков, стиль, чистота исполнения. В могуле основной показатель превосходства – время. В акробатике побеждает самый сложный трюк.

Долгое время в лыжный фристайл трудно было попасть непосвященному человеку. Начиналось все вообще с развлечения для взрослых лыжников. Только ближе к концу ХХ века в некоторых странах стали появляться отделения фристайла в детских спортивных школах по зимним видам спорта. Никакой рекламы и анонсирования не было и в помине. Знали о них только их выпускники, да некоторые катающиеся родители. Поэтому не только фристайл, но и горные лыжи в целом по-прежнему остаются элитным видом спорта, недоступным широкому кругу людей. Тем не менее, этот спорт продолжает развиваться, видоизменяться, демонстрировать новые достижения и производить на свет новых чемпионов.

 

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ