Неблагодарное это дело – писать отзыв про Красную Поляну. Обязательно по ушам получишь и с одной, и с другой стороны. Поэтому дисклеймер: я не считаю себя знатоком по Поляне, это сугубо субъективные заметки человека, проведшего там всего четыре дня. Удалось посмотреть и обкатать по трассам только два курорта: Розу Хутор и Лауру. Адресованы эти заметки тем, кто ни разу в Поляне не был и раздумывает над поездкой. Кстати, в инете есть сайты с подробнейшей инфой по курорту.

Начнем с того, что, благодаря Олимпиаде, в Красной Поляне был построен лучший в России горнолыжный курорт. Это медицинский факт. Ни по количеству склонов, ни по подъемникам, ни по сопутствующей инфраструктуре другие курорты просто рядом не стояли. Они отстают (и, увы, обречены отставать) на десятки лет. Другое дело, что слова про «курорт европейского уровня» лично мне кажутся изрядным преувеличением. В Европе есть курорты совершенно разного уровня. Но, если брать среднее по больнице, Поляна еще очень сильно недотягивает. Не покидает общее ощущение недокрученности и отсутствия того, что называется seamless user experience. Когда ты просто не замечаешь уровень сервиса, поскольку все происходит, как бы, само собой.

Плюсы

Мекка фрирайда

Главный и основной плюс Поляны – нереальный, фантастический фрирайд. Много написано о волшебном сухом паудере Поляны, но тут пока сам не попробуешь – не поймешь, какой это кайф. Я только чуть-чуть притронулся к этому чуду, благодаря Александру Кубе, замечательному гиду, к которому испытываешь полное доверие а горах.

Фрирайд — это и благословение, и проблема Поляны. Проблема, потому что фрирайд в горах требует трижды уважительного к ним отношения и высокой осознанности. Увы, бОльшая часть райдеров, как мне показалось, относятся к элементарным правилам безопасности наплевательски. Они могут катать по одиночке, без специального лавинного снаряжения, без гидов. Не зная местности, летят по чужим следам, рискуя своими и чужими жизнями. Но запрещать фрирайд в Поляне глупо.

Во-первых, если запрет будет строго выполняться, Поляна сразу потеряет основную свою сильную сторону в конкуренции с европейскими (а также турецкими, болгарскими…) курортами. Во-вторых, мы с вами знаем, что запрет выполняться не будет, и ничего не изменит.

Вероятно, имеет смысл продавать райдерам какие-то лицензии/страховки, покрывающие стоимость спасательных работ. Обозначить относительно безопасные зоны для фрирайда, а в остальные без лицензии – ни-ни. По крайней мере, такие лицензии покрывали бы затраты на спасательные операции. При продаже страховки хотя бы формально необходимо заставлять знакомиться с элементарными правилами безопасности. Обязательно надо прямо рядом с кассами вывешивать информацию о реальных несчастных случаях при несоблюдении правил безопасности на склонах. Пусть это будет звучать диссонансом с общей атмосферой праздника, но, возможно спасет кому-то жизни.

Красоты

Большим достоинством Поляны являются очень живописные горы и мягкий климат. Я провожу большую часть своих горнолыжных (точнее — бордических) дней высоко в горах на ледниках, где, как известно, взгляду зацепится не за что. Поляна же очень живописна, опять же – море рядом. 

Жилье, магазины и прочая

В Поляне можно найти варианты практически на любой кошелек. Если бы я ехал с семьей, я, конечно же, выбирал бы апартаменты с кухней. Магазинов полно, в том числе «Перекресток», «Магнит», «Пятерочка». А вот с заведениями общественного питания все очень специфично. На Riderhelp есть подробный отчет о бюджетных местах в Поляне. Но, отдыхая с детьми, не будешь метаться по всему региону в поисках бюджетных мест. А местный общепит в большинстве своем претенциозен и недемократичен. Кстати, на горе, на Роза Плато в Берлоге столовка вполне с сорочановскими (не выше) ценами. Не так уж все и ужасно.  

Подъемники

То, что в Поляне построили замечательные современные подъемники – это огромный плюс. Увы, с подъемниками связан и один из главных минусов.
 
Теперь о минусах

Планировка трасс

Сорри, но я считаю, что Поляна – это пока не курорт для семейного трассового катания. Курорт планировался, прежде всего, как огромный стадион для олимпийских игр. Были построены классные олимпийские трассы (увы, сейчас закрыты — из-за малоснежного сезона, как говорят). Остальное, видимо, планировалось по остаточному принципу. Главная проблема – узкие выкаты к подъемникам, в которые как в бутылочное горлышко сваливаются толпы народу одновременно с разных трасс. Естественно, выкаты моментально разбивают и выскабливают, и они превращаются в мучение для начинающих и для родителей, пытающихся как-то оберегать своих чад.

Трассы для начинающих на Роза Хутор – это вообще бывшие технологические дороги. Они слишком узки для тех, кто еще еле-еле управляет своим снарядом. В дополнение, по ним же —  единственная возможность попасть на Роза Плато для всех катающихся со всего немаленького региона. Когда между толпами не очень управляемых чайников по узкой трассе гоночными болидами проносятся опытные райдеры создается очень напряжная и чреватая эксцессами обстановка. Поэтому постоянно катающиеся на Розе Хутор рекомендуют сваливать уже в 14.00.

Дефицит подъемников

Да, подъемников больше, чем на любом другом российском курорте, но и отдыхающих тоже больше в разы. Подъемники, увы, не справляются. Прежде всего – в ключевых местах Розы Хутор. Не справляется с утренним наплывом «Кавказский экспресс». Совершенно не справляется с потоком любителей катания на югах единственный, по сути, «Эдельвейс». Собираются такие толпы, кипят такие страсти, что я бы с ребенком не полез. Опять же оговорюсь, речь о детях, которые уже являются продвинутыми лыжниками. Для начинающих есть вполне комфортные лягушатники.

Местный прикол: досмотр при посадке на нижней станции и Газпрома, и Розы Хутор. Требуется рюкзаки и сумки сложить на ленту аппарата для досмотра, доски и лыжи – на специальный стол, вынуть из карманов телефоны и металлические предметы. И аппарат для досмотра – один, а лыжников, почему-то, много. Гвалт, кутерьма, пихание и толкание дополняются резкими окриками надсмотрщиков, сорри – охранников. День начинается бодро…

Трансфер до горы и обратно

Вот это – реальная засада. Автобусы есть, их даже много разных. Но они ходят по расписанию, игнорирующему утренний и вечерний наплывы лыжников и бордистов. Добраться до горы практически всегда можно с минимальным напрягом – есть платные автобусы, есть стихийные маршрутки по 50 руб. с носа. А вот выбраться, особенно с Газпрома, реальная проблема. Большинство шаттлов и автобусов идет через Газпром с Розы Хутора, они уже и так забиты. Втиснуться можно, но надо обладать известными навыками и крепкими нервами. Если бы я отдыхал с семьей, то единственным способом выбраться со склонов было бы такси (в среднем – 300 руб. по Поляне).

Гостеприимство и сервис

Народ наш, как известно, радушен и гостеприимен. Это в целом. Увы, исключением являются водители краснополянских автобусов и большинство представителей местного общепита и сервиса. Надо настраиваться на особую волну общения в стиле «Понаехали!».

Несколько слов о Лауре

Склоны Лауры (Газпрома) я обкатывал в снегопад и туман. В этом и основное назначение курорта, имхо, — служить запасным аэродромом, когда Роза Хутор закрыта. В Лауре есть три небольших зоны катания. Одна для начинающих с синими трассами. И две с довольно широкими красными. Трассы вполне достойные, до гораздо короче трасс Розы. И они не лишены местной характерной неприятной особенности – узкого выката к подъемнику, куда сваливается народ с нескольких трасс. Особых очередей не было. Про сервис и питание сказать ничего не могу. Все пишут, что пафосно и дорого. Меня взбесил прикол с камерой хранения. Наш газовый монополист, видимо, в силу мирового падения цен на газ стремится компенсировать падающие доходы за счет местной камеры хранения. Я впервые в своей практике сталкиваюсь с камерой хранения, где 200 руб. надо платить каждый раз, когда ты хочешь залезть в свой рюкзак. В прокате стоят симпатичные шкафчики с замочками. Но, представьте, ключики потерялись. Все, все потерялись, как сказал местная служительница культа. Собираясь выбраться в час пик в Поляну на автобусе, надо запастись стоическим терпением и силой духа. Либо просто заплатить 300 р. таксерам.

Upd: если сейчас, по прошествии пары недель спросить меня, поеду ли я еще в Поляну. Мой ответ: «Конечно – да!». Еще остались необкатанные целинные поля и склоны, да и найти более-менее пустой склон для карв тренировок вполне реально. Но вот с семьей не поеду, пока мелкая не научится уверенно управляться с лыжами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ