«Эспас Люмьер — горнолыжный регион во Французских Альпах, объединивший три больших курорта: ПраЛу, ЛаФу и ЛеСейнюс.
 

Мягкий средиземноморский климат, хорошие снежные условия, а также развитая инфраструктура обеспечивают курорту популярность среди туристов. Поэтично названный «Область Света», курорт оправдывает свое название обилием солнечных дней. Обычно уже в первую неделю декабря поселки региона открывают сезон на всех 230 км горнолыжных трасс».

Вот на эту рекламу и «купились» мы в январе 2018…..  Разумеется, посетить Ниццу, Монако и иже с ними – было большим «плюсом».  Ну и парочка положительных отзывов на СкиРу внушала дополнительный оптимизм.

Отдых начался строго по расписанию, как всегда у SWISS…. Мне кажется, что я уснул раньше, чем мы взлетели…..потом разбудили на «перекусить», второй раз проснулся уже в Цюрихе.  Короткая перебежка по пустынному терминалу, штампик в паспорте – и мы уже грузимся на рейс в Ниццу. «А там еще немного и Прованс»….. так, кажется, поет экстравагантная Ёлка. В целом – недалеко от истины – бортовой компьютер показывает всего 45 минут полетного времени. В иллюминаторе быстро промелькнули снежные шапки альпийских вершин, и вот уже Цюрихские слякоть и серость сменяются солнечным Лазурным побережьем с зелеными пальмами. Аж  целых +13…. и солнце во все небо.

На выходе из аэропорта нас уже встречает водитель автобуса. Как и все водители мира – он торопится – «дорога дальняя а в горах обещают снег». С его помощью наши чемоданы, рюкзаки и упаковки лыж  быстро исчезают в «брюхе» автобуса.


Мы поражаемся умению водителя «играть в тетрис» и, разморенные солнышком, слоняемся вокруг автобуса, «околачивая груши»…. точнее, пальмы, растущие вокруг.


Пригороды Ниццы промелькнули как-то быстро и незаметно. И вот уже дорога втянулась в глубокое и красивейшее ущелье реки Вар.


Не сразу становится заметным, что параллельно автобану везде тянется «узкоколейка» — тех, кто путешествует малой компанией, смешной паровозик от ж/д вокзала Ниццы быстро доставит до деревни Аллос, там пересадка на почтовый автобус – и вы на курорте. И стоит это каких-то символических денег (у нас 5 человек уезжали ровно через неделю этим вариантом).
Казалось, ущелью не будет конца…. Однако, за очередным поворотом открывается огромная плоская долина – мы въезжаем в крупный поселок и тормозим у Каррефура. Большие пакеты с продуктами и упаковки напитков перекочевывают из тележек в салон автобуса и пытаются там найти себе место….. Ничего, зато на курорте необходимость ходить по магазинам будет сведена к минимуму.
Дальнейший путь продолжает радовать симпатичными пейзажами. Привычный для многих горнолыжных курортов, серпантин, здесь отсутствует. Однако, многочисленные и частые повороты – весьма укачивают. В окрестных поселках много старинных замков.


Перевал, сумерки и снегопад случились как-то незаметно и практически одновременно. Около 19-00 добрались до своего Валь-д-Аллоса. Вид из салона автобуса такой, будто въезжаем в пушистую зимнюю сказку…..все в разноцветных огоньках и редких, но крупных хлопьях снега.  Наша резиденция «Шале Вердон» находится сразу на въезде в поселочек, у первого подъемника.


Апартаменты я бы оценил на твердую «четверку» — удобно расположены, чистенько-уютненько-просторненько, бассейн, хамам…. но, многочисленные, чисто «французские» мелкие «ляпы и разгильдяйства» не дают поднять оценку выше. Но и ниже не поставишь, когда 6-ти местный апарт на 4-х человек (две семьи) за «кривые» 9 ночей обошелся по 120 евро с человека ))) И вид с балкона на центральную часть ЛаФу весьма симпатичный.


Вот туда мне и пришлось прогуляться в первое утро – в центральную кассу за скипассами. Какие-то технические накладки не позволили нам заказать скипассы на ресепшен. Но, прогулка оказалась не долгой, за 10 минут «нога за ногу» весь поселочек проходится насквозь. Гораздо дольше пришлось ждать в кассе, пока выпишут все 49 скипассов разного вида. Стоимость скипассов здесь – еще один позитивный момент. Не помню, сколько стоит скипасс на 8 катальных дней в публичном прайсе, но нам, со скидкой от резиденции, взрослый «проездной» обошелся в 175 евро.
Каталка.


Две связанные зоны курорта – ЛаФу и ПраЛу оцениваются примерно в 180 км трасс. Трассы ЛаФу, достаточно длинные и, в основном, прямые, как «стрела», разбросаны на большой площади, по разные стороны ручья, в разных распадках. Здесь одна современная 6-ти креселка, штук 5 креселок постарше и несколько бугелей. Трассы ПраЛу, напротив, более компактно расположены. Они не уступают по длине трассам ЛаФу и при этом имеют более разнообразный рельеф – много поворотов, перегибов. Обслуживаются двумя современными и одной старой креселками, допотопным яйцом и несколькими бугелями. Мне, как и большинству друзей, каталка здесь понравилась больше.  Обе зоны расположены далеко, относительно друг друга, да и креселки здесь старые и неторопливые —  потому переезд занимает около часа. Однако, среди этого переезда есть весьма и весьма достойные трассы, что вполне скрашивает переезд.)))

Третья зона катания в регионе – ЛеСеньюс находится от ЛаФу в 15 минутах скибусом ниже по долине. Добраться туда из ПраЛу, например, в наши сроки – малореально. Всего один скибус, отправляющийся от центральной площади Валь-д-Аллоса «туда» в 9-00 и «обратно» в 16-40. Правда, в дни школьных каникул добавляется еще парочка автобусов – в 9-30 и 10-00. Еще есть почтовые автобусы, за денежку…. но в них запрещено в горнолыжных ботинках ездить. Да и вообще, временные затраты на переезды получатся огромными. Так что в плане выбора жилья, ЛаФу более логичен, если катать во всех зонах. 

Автобус прибывает в Аллос Виладж, откуда «шестерка яиц»  мгновенно поднимает вас в ЛеСеньюс. Здесь около 50 км трасс. Современная 6-ти креселка забрасывает на хребет, выше – пара допотопных креселок и сдвоенный бугель. В будни здесь можно долго резать вельвет в одиночку. Достойное местечко, чтобы посвятить ему, как минимум, день катания. А длиннющая красная (с множественными черными перегибами) Valcibiere достойна отдельного упоминания.
В ЛаФу весьма лояльно относятся к начинающим лыжникам – огромный «лягушатник» обслуживается двумя очередями крытого траволатора. Причем, турникетов здесь нет – учитесь на здоровье.
На другой стороне ручья, вдоль поднимающей 4-х креселки, находится местная гордость и достопримечательность – санная трасс Вердон Экспресс – а-ля американские горки. Но у нас эта «гордость» была засыпана снегом по самое не балуйся. Дней 5 французы, не торопясь, откапывали ее лопатами….. Закончили откапывать как раз перед очередным снегопадом. В общем, не довелось нам испытать острых ощущений.

Трассы Валь-д-Аллоса


Трассы ПраЛу


Ла Сеньюс


Как показывает практика, 8-9 дней катания в режиме нон-стоп, без очередей, с утра и до закрытия подьемников – это самая «правильная доза» для однократного выезда в большие горы. Так было и в этот раз – славно покатали. И с погодой, в целом, повезло.

А потом были два дня в Ницце…. Магазинчики, ресторанчики, 8-ми часовая экскурсия по Ницце и Монако, просто прогулки по вечерней набережной.


Ну и,  напоследок, какой же русский не искупается на Лазурном побережье….. и не важно, что на дворе январь месяц.


Для справки. Все расходы на поездку, включая питание, в нашей семье получились 790 евро на человека. У остальных – плюс-минус  50-60 евро, в зависимости от того, какие апартаменты выбирались для проживания.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ